Приобщить ребенка к книге и чтению достаточно легко. А как сделать процесс чтения осмысленным, чтобы запоминались не только автор и название произведения, но и особенности прочитанного текста?
Одной из продуктивных методик формирования читательской культуры сейчас является чтение с комментариями. Подходов множество: это и популяризация книг с обширными комментариями, и составление собственных. Прибегая к комментированному чтению, учитель раскрывает некоторые особенности формы произведения. Обращаясь в этих случаях к мысли учащихся, учитель одновременно направляет и эмоциональное восприятие произведения. При подготовке к комментированному чтению учителю необходимо решить, какие исторические факты необходимо сообщить школьникам, чтобы они поняли произведение. Круг этих сведений должен быть ограничен, чтобы не уводить в сторону и не делать комментирование самоцелью. В известной степени объем пояснения зависит от общей подготовленности класса, уровня развития учеников.
Объясняя непонятные слова, учитель должен учитывать при этом степень их важности для понимания содержания текста и употребления их в речи вообще: одни могут войти в активный словарь учащихся, другие необходимы лишь для понимания смысла читаемого произведения. В зависимости от этого дается их разъяснение. К первым класс обращается на уроках, работает над их осмыслением, уместным употреблением в речи, правильным написанием; другие учитель объясняет только во время чтения. К числу первых относятся слова: дружина, знамение, стольный город, княжество, борзые, хоругвь, султан, поганый, булатный, тур, междоусобица, крамола и др. ко вторым – молвити, полоненные, вещий, Див, резана и т.п.
Кроме того, во время словарной работы нужно дать следующие характеристики слов: историческую, нормативную (диалектное, жаргонное, просторечное и др.), экспрессивно-стилистическую.
Чтение большого по объему произведения или частей его требуют значительного времени. Дополнительное время необходимо и для комментариев. Я заметила, что в классах, где на уроках проводилось комментированное чтение, анализ проходил быстрее и продуктивнее. В сочинениях таких ребят почти не встречается фактических ошибок, в устных ответах ученики осознанно ссылаются на текст произведения, в их ответах нет трафаретных, заученных фраз из учебника. А если они используют слова критиков, то называют авторов и статьи, к которым мы обращались при комментированном чтении изучаемого произведения. Поэтому время, затраченное на комментирование текста, не потеряно зря. Для лучшего результата можно сочетать классное комментирование с домашним, когда ученики заполняют определенные графы заданной учителем таблицы по содержанию отрывка из произведения или всего произведения (если оно небольшое по объему), что также способствует осмыслению содержания, авторской позиции, портретов внешних и психологических персонажей, роли деталей, музыки, цвета и т.д. когда изучение произведения закончено, ученики имеют в своем распоряжении уже отобранный материал для дальнейшего анализа, ответов на вопросы или написания сочинения.
Применяя комментированное чтение текстов различных стилей на уроках, постепенно усложняя виды самостоятельной работы над текстом, я ставлю целью приучить школьников осознанно, вдумчиво читать произведения, обеспечить понимание произведения, помочь им эстетически воспринять творения авторов, что сегодня особенно важно, поскольку в школу возвращается самостоятельное творческое сочинение в 11 классе, да и да и ранее названные умения формируют личность думающую, анализирующую, рефлексирующую, что необходимо для самореализации, для понимания своего место в жизни, для того, чтобы называться достойным всесторонне развитым человеком.