Несоблюдение правил безопасности на водных объектах часто становится причиной гибели и травматизма людей.
Осенний лед в период с ноября по декабрь, до наступления устойчивых
морозов, непрочен. Скрепленный вечерним или ночным холодом, он ещё способен выдержать небольшую нагрузку, но днём быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым, хотя сохраняет достаточную толщину.
Лёд непрочен в местах быстрого течения, стоковых вод и бьющих ключей, а также в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов. Крайне опасен лёд под снегом и сугробами, а также у берега.
Один из опознавательных признаков прочности льда – его цвет. Во время оттепели или дождей лёд становится белым (матовым), а иногда и желтоватым (значит он непрочен). Надёжный ледяной покров имеет синеватый или зеленоватый оттенок.
Становление льда:
Как правило, водоемы замерзают неравномерно, по частям: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже на середине.
На озерах, прудах, ставках (на всех водоемах со стоячей водой, особенно на тех, куда не впадает ни один ручеек, в которых нет русла придонной реки, подводных ключей) лед появляется раньше, чем на речках, где течение задерживает льдообразование.
На одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.
Основным условием безопасного пребывание человека на льду является соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке:
безопасная толщина льда для одного человека не менее 7 см;
безопасная толщина льда для сооружения катка 12 см и более;
безопасная толщина льда для совершения пешей переправы 15 см и более;
безопасная толщина льда для проезда легковых автомобилей не менее 30 см, для грузового – более 40 см.
Основные правила безопасности:
никогда не выходите на лёд в плохую погоду: туман, снегопад, дождь, а также ночью;
на замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длинной
20-25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее под мышки;
очень редко лед проламывается мгновенно. Обычно несчастью
предшествует проседание льда и характерное потрескивание. В этом случае следует немедленно вернуться назад по своим же следам;
при отсутствии уверенности в безопасности пребывания на льду, лучше обойти опасный участок по берегу или дождаться надежного замерзания водоема;
прежде чем выйти на лёд, убедитесь в его прочности, помните, что
человек может погибнуть в воде в результате утопления, холодового шока, а также от переохлаждения через 10-15 минут после попадания в ледяную воду;
никогда не проверяйте прочность льда ударами ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределилась на большую площадь;
при вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут;
выходить на берег и спускаться к воде безопаснее всего в местах, не
покрытых снегом. Идти необходимо поодиночке, сохраняя интервал не менее пяти метров;
если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо – это позволит легко
освободиться от груза в случае, если лед под вами провалился;
особую осторожность нужно проявлять в местах с быстрым течением и на родниках, куда вливаются теплые сточные воды промышленных предприятий;
не катайтесь на льдинах, обходите перекаты, полыньи, проруби, край льда.