ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 имени А.И. Трофимова» города Чебоксары Чувашской Республики

428022 Чувашская Республика, город Чебоксары, ул. П. Лумумбы, д.10А
+7 (8352) 63-10-53 (приемная, факс) +7 (8352) 63-00-55 (вахта)
cheb-school30@rchuv.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 имени А.И. Трофимова» города Чебоксары Чувашской Республики

МЕНЮ

new skola

О школе

 

Подробнее

9

Учебный процесс

 

Подробнее

 

7

Внеклассная работа

 

Подробнее

Добро пожаловать!

Без названия

 

 

Директор

Войтюль Наталия Львовна

 

СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РУБРИКА

Билет в будущее

Оценка качества образования

Аттестация педагогических работников

Уполномоченный по правам ребенка в ЧР

Самый классный классный

Методическая работа

Безопасное окно

Охрана труда

Университетские субботы

Кадры для цифровой экономики

Конкурсы, фестивали, конференции, гранты

Профессиональная среда

Цвети, моя Чувашия

Азбука здоровья

Проектория

Зимний отдых

Сурский и Казанский оборонительные рубежи

Осторожно-тонкий лед!

Всероссийская акция Стоп ВИЧ/СПИД

Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.

В. А. Сухомлинский

Всемирный экономический форум обозначил 16 видов знаний и умений успешного в 21 веке человека. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, IT-компетентность, финансовая и гражданская грамотность и другие. Развитие этих качеств становится задачей современного учителя. Установлено, что предпосылкой развития компетентности «образование через всю жизнь» является наличие определенного уровня функциональной грамотности.

Функциональная грамотность позволяет использовать приобретаемые умения, навыки, знания в жизни для решения жизненных задач.

На уроках русского языка мы можем воплощать несколько приоритетных направлений, одним из которых является грамотность чтения (или смысловое чтение). Это способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения.

Существует множество приемов грамотного чтения:

  • чтение с остановками,
  • работа с вопросником,
  • читательские дневники,
  • логическая цепочка,
  • тонкие и толстые вопросы.

Один из самых простых, но очень важных приёмов, которые очень помогают на уроках: «Тонкий и толстый вопрос». Тонкий вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. Чаще всего ученики задают тонкие вопросы к текстам.

Обратимся к примеру:

Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды: "Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас станет по две идеи".

Какие вопросы чаще всего задают дети? Тонкие, простые, о том, что на поверхности.

- Что сказал писатель?

- К какому образу он обратился?

-О каком понятии он размышлял?

Задайте, пожалуйста, вопросы, которые заставят глубже вникнуть в содержание.

- Что имел в виду автор? – Почему прибегнул к такому сравнению? – К какому выводу он нас подводит?

Такой приём позволяет не только содержательно глубже вникнуть в текст, но и выйти за рамки текста.

Функциональная грамотность включает в себя владение всеми средствами родного языка в устной и письменной речи. Этот навык требует постоянной работы над ним, систематической, планомерной. Но это вовсе не означает, что работа будет рутинной. Без неё, конечно, тоже никуда, но есть интересные формы проработки этого навыка.

Сегодня задача современной школы заключается не только в том, чтобы научить школьника учиться, но и в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, способную свободно ориентироваться в окружающем мире и действовать в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.

Грамотность чтения – одна из важнейших компетенций человека. Чтение лежит в основе умения учиться. В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Уровни грамотности чтения (версия PISA):

-поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень);

-поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;

-поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;

-поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;

-понимание сложных текстов и их интерпретация;

-формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее - ФГОС ООО) одним из требований к образовательному процессу является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

-работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

-работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;

-работа с текстом: оценка информации.

Владение приемами понимания прочитанного определяется как важнейший компонент читательской компетентности. Это означает, что проблема понимания текста требует для своего решения современных подходов, имеющих непосредственный выход в образовательную практику.

Такое внимание формированию умений по работе с текстом не случайно. По данным международного исследования PISA (2000,2003,2006,2009г.г.), где оценивалась функциональная грамотность, наши учащиеся устойчиво демонстрируют результаты ниже средних международных показателей, были отмечены следующие проблемы:

-невнимательное отношение к формулировкам самих заданий приводило учеников к неверному выполнению задания;

-при выполнении заданий ГИА и ЕГЭ, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускали ошибки при формулировании вопросов или суждений;

-фактическое отсутствие критичности в восприятии информационного потока.

Традиционный подход к формированию умения понимать текст не удовлетворяет современным требованиям. Современные дети мало и поверхностно читают, испытывают трудности в понимании и запоминании прочитанного. Поэтому обучение школьников приемам понимания текста надо рассматривать как особую психодидактическую задачу.

Чтение – это способность понимать и размышлять над письменным текстом, пользоваться им, чтобы достичь определённой цели, узнавать что-то новое, и развиваться, а также участвовать в жизни общества.

Процесс чтения состоит из трех фаз:

  1. Восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка.
  2. Извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.
  3. Создание собственного нового смысла, т.е. «присвоение» добытых новых знаний как собственных в результате размышления (выдвижение гипотез; высказывание предположений; моделирование; обобщение; применение на практике).

Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:

-в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

-в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

-в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

-в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи, то есть является средством формирования читательской грамотности.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться требуемых образовательных результатов.

Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными и нехудожественными; сплошными и несплошными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Для основной школы содержание метапредметного результата «смысловое чтение и работа с информацией» раскрыто в примерной образовательной программе, реализующей требования ФГОС ООО (раздел «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»).

Обучение смысловому чтению включает в себя приобретение навыков:

-различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;

-распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;

-собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

 

В Концепции ФГОС одно из основных положений - это  формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.  

Кем бы ни был в  будущем ученик, какую бы профессию ни избрал, он всегда должен быть читателем, уметь не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливая  и интерпретируя ее.  Группа людей, наиболее близко стоящая к функционально неграмотным или в какой-то мере совпадающая с ними, называется «слабыми читателями», для которых характерно «пассивное» чтение. Чем характеризуются дети - «слабые читатели»? Прежде всего, тем, что им скучно и утомительно читать. Хотя они и умеют читать, многие из них делают это только в силу острой необходимости.

Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Неуспешность в учебной деятельности во многом связана с неумением ученика понимать прочитанное. Чтение – это всегда творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения, памяти, мыслей и чувств. «Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать». Поэтому от умения читать, извлекать необходимую информацию  зависит успех ученика и его желание учиться. Чтение - универсальная техника получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Читательская грамотность – способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при решении учебных, практических задач  и в повседневной жизни. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Смысловое чтение – это  восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А.А. Леонтьев).

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)

Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские умения – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами. Так тест PISA оценивает следующие читательские умения:

  1. Найти и извлечь информацию.
  2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста.
  3. Осмыслить и оценить содержание и форму текста. 

Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией.

Как научить детей эффективно читать тексты на уроках по разным предметам? 

Как мы традиционно работают с новым текстом на уроке? Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. В итоге текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей не мотивирована  и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.

 Традиционное чтение

До чтения

Учитель готовит к восприятию текста, рассказывая о писателе, объясняет значение непонятных слов.

Во время чтения учитель сам читает текст, дети слушают.

После чтения дети отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя

 Смысловое  чтение

До чтения

Ученики прогнозируют содержание текста. Возникает мотивация к тексту.

Во время чтения возникает читательская интерпретация.

После чтения

Беседуем и уточняем позицию автора

 

Три этапа работы с текстом:

1) До чтения текста. Предположение, о чем будет текст по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение)

  1. Чтение названия и его анализ
  2. Рассматривание иллюстраций к тексту.
  3. Прогнозирование: о чем может идти речь в данном произведении?

Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения.

2) Во время чтения текста. Изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором: делая паузы в чтении для того чтобы:

- задать вопрос автору по прочитанному (В),

- предположить ответ (О),

-  при дальнейшем чтении найти в текст ответ на возникший вопрос и проверить себя (П).

- Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста.

3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта) в т.ч. с помощью рефлексивного чтения. ( Докажите, что…, Почему? Какой…?)

Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.

Почему описываемая техника называется активно-продуктивной? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.

Технологические приёмы,  используемые в технике продуктивного чтения:

  1. Отсроченная отгадка.

В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает уди­вительный факт), разгадка которой  будет открыта на уроке при работе над новым материалом, выстраивает проблемную ситуацию.  Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традици­онно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…»

  1. Оценка текста.

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:

Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как, по-вашему, почему они выделены? Какое слово чаще всего встречается в данном параграфе?

Какой раздел текста самый большой? Как, по-вашему, почему?

В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…? и т.д.

  1. Задай вопрос (Прием «тонких и толстых»  вопросов»).

Во время само­стоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. «Тонкие» вопросы – вопросы,  требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

К примеру,  задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?»,  «Где…»,  «Почему…» и т.д. «Что?…» (Что описывает данный отрывок ?)

«Когда…?», (Когда произошло названное событие)

 «Где…», (Где? )

«Почему…» (Почему она так поступила?)

Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление.

Чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораз­до быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закреп­ляем только что изученный материал.

Сформулировать правильно вопрос означает, что ученик очерчивает тот круг знаний, который у него имеется, и тот круг неизвестного, та «зона ближайшего развития» (по Л.В. Занкову), которые он хотел бы узнать.

  1. Вырази собственную позицию.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

  1. Приём «Инсерт».

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

  1. Чтение индивидуальное. 
    Читая, ученик делает пометки в тексте: 
    V – уже знал; 
    + – новое; 
    – – думал иначе; 
    ? – не понял, есть вопросы.
  2. Приём  «Кластер».

Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные.
Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

  1. Приём «Ключевые слова».

Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

  1. Приём «Верные и неверные утверждения».

 Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формируется умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение.Учащимся предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-».

  1. Приём «Синквейн».

Развивает умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания  и проявлять творческие способности.

Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов  (описание).
Существительное (перефразировка темы).

Какие образовательные результаты обеспечивает технология смыслового чтения?

  1. Коммуникативные – формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), слушать и понимать других 
  2. Познавательные – извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию, делать выводы 
  3. Личностные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения 

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  1. Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму), высказывать свое предположение 

Концепции ФГОС требует от учителей организовать учебную деятельность так, что бы учащиеся вели  самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. Главное  преимущество технологии продуктивного чтения – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. А это главный принцип ФГОС – «Научить учиться».

Научить ребенка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – вот важная задача учителя. Именно поэтому технология продуктивного чтения (ТПЧ), разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Учитель организует исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнером, наставником, наблюдателем.

Разработанная технология включает три этапа работы с текстом, трехступенчатый процесс.

 

1.Этап – этап предтекстовой деятельности.

Цель – развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста). Задача – выработать мотивацию к прочтению текста

1.Стратегия «Прогноз по заголовку».

Задание: подумайте, о чем может идти речь в рассказе К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», в произведении П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка» и т.д.

– Попробуйте спрогнозировать содержание по первой строчке произведения…Вспомните, как называется произведение….Соответствует ли содержание рассказа названию?

Приведите примеры подобных расхождений.

Ассоциативный куст (круг, ряд). Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

  1. Стратегия «Мозговой штурм» («Корзина идей»).

Задание: ответьте на вопросы перед чтением текста (сказки «Теплый хлеб») – Что вы знаете о К.Г Паустовском? Как вы думаете, о чем будет рассказ? Кто может быть главным героем? Какое событие в рассказе может быть описано.

  1. Стратегия «Образ текста».

Задание: проверьте свои предположения. На основании слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ. Название рассказа дается.

4.Стратегия «Батарея вопросов».

Задание: составьте вопросы к тексту по заглавию, по иллюстрациям.

  1. Стратегия «Глоссарий».

Задание: посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.

  1. Стратегия «Соревнуемся с писателем».

Задание: попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант, остальные его дополняют.

  1. Стратегия «Верные и неверные утверждения».
  2. Стратегия Знаю, Хочу узнать, Узнал.  

2 этап – этап текстовой деятельности.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и тд).

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Основные стратегии на этапе текстовой деятельности – диалог с автором, комментированное чтение.

  1. Стратегия «Чтение в кружок».Текст читается по очереди (каждый «член кружка» читает по абзацу). После этого следует остановка: все задают вопросы к прочитанному отрывку. Если на вопрос ответить невозможно (он не соотносится с текстом), то вопрос считается неправильным. * Все правильные вопросы могут записываться.
  2. Стратегия «Чтение про себя с вопросами».
  3. Стратегия «Чтение про себя с пометами. (Инсерт)». Пометы на полях: + – знал; – – новое; ? – интересно; V – непонятно. Можно и другие: В – вопрос; О – ответ; З – знаю; Н – новое; И – интересно; Х – хочу узнать; С – спросить; У – уточнить.
  4. Стратегия «Чтение с остановками».Чтение текста с остановками, во время которых даются задания в виде вопросов: одни направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания следующего отрывка.
  5. Стратегия «Поставь проблему – предложи решение».Вспомните, с какими проблемами сталкиваются герои произведения (проблема формулируется и записывается в овал). Далее дети могут назвать несколько проблем, учащиеся делятся на группы и предлагают всевозможные варианты решения проблем.
  6. Стратегия «Составление вопросного плана».Ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом…….

3 этап – этап посттекстовой (послетекстовой) деятельности.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Повторное обращение к заглавию, к иллюстрациям, выполнение творческих заданий.

 

 

  1. Стратегия «Дерево вопросов»Крона – что? где? когда? Ствол – почему? Как? Не могли бы вы? Корни – как текст соотнести с жизнью? С текущими событиями? Что автор пытался показать?
  2. Стратегия «Кубик Блума»(Бенджамин Блум – известный американский педагог, автор многих педагогических стратегий = техник).

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель или ученик бросает кубик.

Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.

Вопрос «Назови» нацелен на уровень репродукции, т.е на простое воспроизведение знаний.

Вопрос «Почему» – ученик в данном случае должен найти причинно – следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением.

Вопрос «Объясни» – ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях.

 

Все выше перечисленные стратегии предусматривают серьезную работу с текстом, его глубокий анализ и понимание, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся по учебному материалу .Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпать из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Достоинства технологии:

  1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
  2. Ориентирована на развитие личности.
  3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
  4. Способствует пониманию текста на уроке.

 

Литература:

  1. Болотов В.А., Вальдман И.А., Ковалёва Г.С., Пинская М.А. Российская система оценки качества образования: главные уроки (аналитический обзор) – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rtc-edu.ru/resources/publications [Дата обращения: 10.11.2021]

2.Болотов В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации / В.А. Болотов: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.portalus.ru. [Дата обращения: 25.11.2021]

3.Власенко В.А. Формирующее оценивание. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.iteach.ru/met/index_assessment.php [Дата обращения: 29.11.2021]

  1. Галактионова Т.Г, Филиппова ЕС. Приобщение к чтению как педагогическая задача в реализации стандартов нового поколения. Чтение детей и взрослых. Книга и развитие личности. – СПб. АППО, 2012.  

5.Громыко Н.И. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов // Учительская газета 2010 №36.

6.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.— (Стандарты второго поколения). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=6400 [Дата обращения: 20.11.2021]

  1. Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках.
  2. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», под редакцией А.Г. Асмолова. – Москва, «Просвещение», 2010.

9.Функциональная грамотность как результат образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://imc-yurga.kuz-edu.ru/files/imc-yurga/ [Дата обращения: 29.11.2021]

Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации

222

Послание к Государственному Совету ЧР

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Лето - 2024

leto 2021

Прием в 1-й класс

Дистанционное обучение

Благоустройство территории школы

Школьное питание

schcool pitanie

Прокуратура информирует

Детский телефон доверия

Государственная итоговая аттестация

Безопасность дорожного движения

Безопасность на железной дороге

Всероссийские олимпиады школьников

Внимание-дети!

Противодействие коррупции

Капитальный ремонт - 2021

Всероссийские проверочные работы

Школьная форма

Месячник оборонно-массовой и спорт работы

Международный день родного языка

Бессмертный полк онлайн

78-я годовщина Победы в ВОВ

Книга Памяти

 Воспитание

vospitanie banner

 школьный логопункт

vospitanie banner

Совет ветеранов педагогического труда МБОУ «СОШ №30»

1

Новый год-2024

1111

Школьный спортивный клуб "Старт"

01

Безопасность детства

bezop detstva

Сообщи, где торгуют смертью!

 1

Школьный театр

1

Пушкинская карта

i

Молодежь за здоровый образ жизни

LFGHSDZK

Активные каникулы

1076160f80504d77a9e651de71c62fce

Школьные СМИ

64ebd1a805e03b7ccdcb6968615f8de4 987

Музей 324-ой Верхнеднепровской Краснознаменной стрелковой дивизии

0001 002

Городской конкурс на лучшее оформление образовательных организаций

2

КаникулыБезОпасности

111

Разговоры о важном

11

Дополнительное образование

111

Безопасная школа

111

Ресурсный класс

1

Народный фронт

narodniy front

Осторожно мошенники

moshenniki

Психолого-педагогический класс

1

Всероссийский проект «Навигаторы детства»

111

Год семьи

img38

Школьное научное общество

SNO

Лидеры России

27 апреляя

Внедрение ФОП

1

Снижение
документационной нагрузки на
педагогических работников и
образовательные организации Чувашской
Республики

image 5

Инновационная площадка по предпедагогическому сопровождению обучающихся

1

Противодействие коррупции

11

555 —летие города Чебоксары

1

© 2024. Все права защищены.